ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ ТРАНСФЕРТНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ С 01.01.2024 г.

  1. Расширены критерии взаимозависимости.

С 2024 года в НК РФ формализованы основания признания лиц взаимозависимыми на основании факта наличия единого центра принятия экономических решений в виде конечного бенефициара. Теперь критерии взаимозависимости для целей ТЦО и по правилам КИК идентичны.

Новые критерии взаимозависимости:

  • Организации признаются взаимозависимыми, если они контролируются взаимозависимыми физ/лицами (пп. 12 п. 2 ст. 105.1 НК РФ).
  • Взаимозависимыми признаются контролирующие лица и их КИК (пп. 13-14 п. 2 ст. 105.1 НК РФ).
  1. Изменен Периметр контролируемых сделок.
  • Начал свое действие «расширенный» список Офшоров, утверждённый Приказом Минфина России от 05.06.2023 г. № 86н
  • В целях смягчения последствий принятия Перечня офшоров введены критерии, при выполнении которых отдельные сделки не будут признаваться контролируемыми (пп.9-11 п.4 ст. 105.14 НК РФ).
  • Теперь сделки являются контролируемыми (пп.3 п.1 ст. 105.14 НК РФ), если одной из сторон которых является ин/структура без образования юр/лица, если офшорная зона является местом регистрации, либо местом налогового резидентства: такой ин/структуры без образования юридического лица или одного из участников (пайщиков, доверителей, иных лиц) либо иных бенефициаров, в интересах которых ин/структура без образования юридического лица осуществляет свою деятельность.
  1. Введено правило об использовании медианного значения (ст. 105.8 – 105.12 НК РФ).

При проверках контролируемых сделок, совершенных с 2024 г., ФНС РФ в случае отклонения цен от минимального/максимального значения в определенных ею интервалах рыночных цен/ рентабельности при расчете сумм налогов к доначислению будет применять медианное (срединное) значение интервала, а не минимальное/максимальное, как было до 2024 года.

При подготовке ТЦО документации и самостоятельной корректировки цен в сделках налогоплательщики по-прежнему вправе применять минимальное и максимальное значение интервала.

Изменение направлено на стимулирование налогоплательщиков:

  • готовить заранее ТЦО документации по контролируемым сделкам.
  • при отклонениях производить самостоятельные корректировки.
  1. Изменен порядок расчета рыночного интервала цен на основе котировок.

C 2024 г.  вместо интервала, построенного на основе минимального и максимального значений цены, принимается рыночный интервал, рассчитанный в соответствии с требованиями ст. 105.8 НК РФ – интерквартильный подход.

Новый подход потенциально приведет к росту количества отклонений от рыночного уровня и соответствующих доначислений.

  1. Введен механизм «вторичной» ТЦО корректировки (абз. 1 п.6.1 ст. 105.3 НК РФ).

Суть механизма — в случае выявления налоговым органом отклонения в цене сделки с нерезидентами от рын/уровня, если такое отклонение стало основанием для доначисления налога на прибыль, то дополнительно сумма отклонения будет признаваться сверхдоходом ин/лица в форме дивидендов от источников в РФ, подлежащим обложению налогом у источника по Гл. 23 и Гл. 25 НК РФ. Российская сторона как налоговый агент обязана будет уплатить этот налог.

Механизм корректировки учитывает, что налогоплательщик дважды затронул интересы бюджета: первый раз – при определении базы по налогу на прибыль (завышение расходной части/занижение доходной части), второй – когда ценовая дельта ушла без налогообложения иностранному взаимозависимому лицу.

Налоговая нагрузка может составить до 35% от суммы отклонения факт/цены трансграничной сделки от рыночного уровня (25%* налога на прибыль + 15% налога у источника).

*До 01.01.2025г. налоговая ставка по налогу на прибыль составляла 20%

  1. Расширены требования по раскрытию информации в отношении контролируемых сделок (пп. 2 п. 1 ст. 105.15 НК РФ).

С 2024 года в ТЦО – документации подлежит раскрытию:

  • Информация о доходах и расходах, численности сотрудников, сумме прибыли (убытка), стоимости ОС и НМА ин/лица, являющегося стороной контролируемой сделки;
  • Финансовая отчетность иностранного контрагента;
  • Сведения о функциональном анализе сторон сделки;
  • Анализ коммерческих и (или) финансовых условий контролируемой сделки (с учетом приложения подтверждающих документов).

Использование методов, предусмотренных гл. 14.3 НК РФ – с 2024 года обязательно, включая описание осуществленных корректировок.

С 2024 года налоговым органом может быть направлено требование о представлении ТЦО документации вне рамок ТЦО проверки в порядке, предусмотренном п. 1, 2, 5 ст. 93 и п. 2 ст. 93.1 НК РФ (п. 3 ст. 105.15 НК РФ).

По экспортным сделкам с ключевыми сырьевыми товарами (нефть и товары, выработанные из нефти, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и драгоценные камни) налогоплательщики будут обязаны представить ТЦО документацию вместе с подачей уведомления о контролируемых сделках, то есть не позднее 20 мая года, следующего за годом совершения сделки.

В рамках переходного периода ТЦО документация по сделкам, совершенным в 2024 году, может быть представлена до 1 декабря 2025 г.

  1. Увеличена глубина ТЦО-проверок (абз. 1 п. 2 ст. 105.17 НК РФ).

Ранее до 2024 г.:

  • проверка по ТЦО могла быть назначена в течение 2-х лет с момента подачи уведомления о КС.
  • могли быть проверены три года, предшествующие году вынесения решения о проверке;

С 2024 года (с учетом положений Постановления №41-П от 14.07.23г.) в отношении ТЦО-проверок действует общее правило: проверены могут быть сделки, совершенные в течение 3-х лет, предшествующих году открытия проверки.

Новые правила привели к расширению периода проверки – при назначении проверки до 31.12.2024 г. — в периметр проверки попадает 2021 г.

  1. К ТЦО-проверкам привлекаются территориальные налоговые органы (п. 2 ст. 105.17 НК РФ).

По решению руководителя (заместителя руководителя) ФНС России к проведению ТЦО-проверки могут привлекаться должностные лица территориальных налоговых органов.

  1. Изменен порядок формирования совокупной обязанности на основе решений по проверкам сделок между взаимозависимыми лицами.

С 8 сентября 2024 г. меняется порядок формирования совокупной обязанности на основе решений по проверкам сделок между взаимозависимыми лицами. Она будет формироваться не со дня вступления в силу судебного акта, как ранее, а со дня вступления в силу решения по проверке (подп. 9 и 10 п. 5 ст. 11.3 НК РФ). Также с утратил силу подп. 3 п. 3 ст. 45 НК РФ, согласно которому взыскание задолженности по результатам проверки сделок между взаимозависимыми лицами производится в судебном порядке.

  1. К доходам (расходам) за 2024 год применяется налоговая форма уведомления о контролируемым сделкам (Приказ ФНС России от 02.12.2024 № ЕД-7-13/1088@).
  1. Ужесточены меры ответственности за нарушения в области ТЦО.

ООО «Аудит-Оптим-К»
аудиторская компания
Политка конфиденциальности
Адрес
Кемерово,Октябрьский проспект, 2Б — 704 офис; 7 этаж
Время работы
пн-пт с 8.30-17.00
Разработка сайта