С 2024 года в НК РФ формализованы основания признания лиц взаимозависимыми на основании факта наличия единого центра принятия экономических решений в виде конечного бенефициара. Теперь критерии взаимозависимости для целей ТЦО и по правилам КИК идентичны.
Новые критерии взаимозависимости:
При проверках контролируемых сделок, совершенных с 2024 г., ФНС РФ в случае отклонения цен от минимального/максимального значения в определенных ею интервалах рыночных цен/ рентабельности при расчете сумм налогов к доначислению будет применять медианное (срединное) значение интервала, а не минимальное/максимальное, как было до 2024 года.
При подготовке ТЦО документации и самостоятельной корректировки цен в сделках налогоплательщики по-прежнему вправе применять минимальное и максимальное значение интервала.
Изменение направлено на стимулирование налогоплательщиков:
C 2024 г. вместо интервала, построенного на основе минимального и максимального значений цены, принимается рыночный интервал, рассчитанный в соответствии с требованиями ст. 105.8 НК РФ – интерквартильный подход.
Новый подход потенциально приведет к росту количества отклонений от рыночного уровня и соответствующих доначислений.
Суть механизма — в случае выявления налоговым органом отклонения в цене сделки с нерезидентами от рын/уровня, если такое отклонение стало основанием для доначисления налога на прибыль, то дополнительно сумма отклонения будет признаваться сверхдоходом ин/лица в форме дивидендов от источников в РФ, подлежащим обложению налогом у источника по Гл. 23 и Гл. 25 НК РФ. Российская сторона как налоговый агент обязана будет уплатить этот налог.
Механизм корректировки учитывает, что налогоплательщик дважды затронул интересы бюджета: первый раз – при определении базы по налогу на прибыль (завышение расходной части/занижение доходной части), второй – когда ценовая дельта ушла без налогообложения иностранному взаимозависимому лицу.
Налоговая нагрузка может составить до 35% от суммы отклонения факт/цены трансграничной сделки от рыночного уровня (25%* налога на прибыль + 15% налога у источника).
*До 01.01.2025г. налоговая ставка по налогу на прибыль составляла 20%
С 2024 года в ТЦО – документации подлежит раскрытию:
Использование методов, предусмотренных гл. 14.3 НК РФ – с 2024 года обязательно, включая описание осуществленных корректировок.
С 2024 года налоговым органом может быть направлено требование о представлении ТЦО документации вне рамок ТЦО проверки в порядке, предусмотренном п. 1, 2, 5 ст. 93 и п. 2 ст. 93.1 НК РФ (п. 3 ст. 105.15 НК РФ).
По экспортным сделкам с ключевыми сырьевыми товарами (нефть и товары, выработанные из нефти, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и драгоценные камни) налогоплательщики будут обязаны представить ТЦО документацию вместе с подачей уведомления о контролируемых сделках, то есть не позднее 20 мая года, следующего за годом совершения сделки.
В рамках переходного периода ТЦО документация по сделкам, совершенным в 2024 году, может быть представлена до 1 декабря 2025 г.
Ранее до 2024 г.:
С 2024 года (с учетом положений Постановления №41-П от 14.07.23г.) в отношении ТЦО-проверок действует общее правило: проверены могут быть сделки, совершенные в течение 3-х лет, предшествующих году открытия проверки.
Новые правила привели к расширению периода проверки – при назначении проверки до 31.12.2024 г. — в периметр проверки попадает 2021 г.
По решению руководителя (заместителя руководителя) ФНС России к проведению ТЦО-проверки могут привлекаться должностные лица территориальных налоговых органов.
С 8 сентября 2024 г. меняется порядок формирования совокупной обязанности на основе решений по проверкам сделок между взаимозависимыми лицами. Она будет формироваться не со дня вступления в силу судебного акта, как ранее, а со дня вступления в силу решения по проверке (подп. 9 и 10 п. 5 ст. 11.3 НК РФ). Также с утратил силу подп. 3 п. 3 ст. 45 НК РФ, согласно которому взыскание задолженности по результатам проверки сделок между взаимозависимыми лицами производится в судебном порядке.