Амортизацияи дешевого ОС, которое было модернизировано

     Вопрос: Организация в переходный период в 2002 году списала остаточную стоимость основного средства на расходы, поскольку ОС было меньше 10000руб. и в НУ подлежало отнесению на расходы. До 2014г. ОС  находится в организации, работает, но в НУ амортизация не начисляется, срок полезного использования, поставленный для расчет амортизации  - «0».

     В 2014 году произведена модернизация этого ОС на 200000 руб. и к тому же увеличен срок эксплуатации данного объекта на 71 мес. Срок использования ОС, который был установлен до списания остаточной стоимости объекта в НУ, был равен 109 мес.

     Какую норму (срок) амортизации применить в налоговом учете для вышеперечисленного объекта с 2014 года?

 

Ответ:

     В соответствии с п. 1 ст. 256 Налогового кодекса РФ амортизируемым имуществом в целях настоящей главы признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.

    С 01.01.2011 амортизируемым признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью свыше 40 000 руб. До вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ с 01.01.2008 первоначальная стоимость должна составлять более 20 000 руб. До 01.01.2008 - более 10 000 руб.

      П. 9 ст. 258 НК РФ предусмотрено, что амортизируемое имущество принимается на учет по первоначальной стоимости, определяемой в соответствии со ст. 257 НК РФ.

     В силу п. 2 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

   Аудитор обращает внимание, что расходы на приобретение основных средств первоначальной стоимостью менее суммы, установленной п. 1 ст. 256 НК РФ, учитываются для целей налогообложения прибыли в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.

     Позиция контролирующих органов по данному вопросу сводится к следующему: Минфин России считает, что поскольку стоимость такого объекта уже учтена в целях налогообложения, то затраты на его модернизацию также следует отнести к текущим расходам отчетного (налогового) периода. При этом включить такие затраты можно в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Такая позиция, основана на том, что если по подобным объектам не формируется первоначальная стоимость (расходы на приобретение имущества сразу списываются в состав материальных расходов), то и увеличивать нечего. Поэтому налогоплательщики вправе списать расходы на модернизацию таких объектов как прочие расходы, руководствуясь  пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Таким образом, если организация провела модернизацию имущества, стоимость которого ранее составляла менее 40 000 руб. (до 2011 г. - менее 20 000 руб., до 2008 г. - менее 10 000 руб.) и была списана единовременно, то расходы на модернизацию также можно списать единовременно (независимо от их размера). Данная позиция изложена в Письмах Минфина России от 04.10.2010 N 03-03-06/1/624, от 25.03.2010 N 03-03-06/1/173, от 02.04.2009 N 03-03-06/2/74, от 15.01.2009 N 03-03-06/1/16, УФНС России по г. Москве от 30.09.2010 N 16-15/102337@.

     Однако, по мнению аудитора, в рассматриваемом случае риски претензий со стороны контролирующих органов в полной мере исключать нельзя в силу следующего:

  • Исходя из запроса затраты на модернизацию основного средства в бухгалтерском учете будут формировать (изменять) первоначальную стоимость объекта с оформлением соответствующей документации, исчислением «новой» величины амортизации. Данный факт может вызвать вопросы со стороны контролирующих органов в части аналогичного отражения в налоговом учете.
  • Приведенные выше письма носят рекомендательный характер. Их отсутствие на сайте ФНС России в разделе «Разъяснения обязательные к применению» может говорить об иной позиции налоговых органов (в отличие от Минфина России). Официальные разъяснения ФНС России по данному вопросу на сегодняшний день отсутствуют. Примеры арбитражной практики аудитором так же не установлены.

   Таким образом, принимая во внимание приведенный выше аспект, организации необходимо принять решение по вопросу отражения затрат на модернизацию объекта, стоимость которого ранее правомерно признана в составе материальных расходов.

       Если организация будет придерживаться позиции, высказываемой Минфином России, то следует быть готовыми к решению вопроса в спорном порядке.

      Если по рассматриваемому  вопросу Общество примет решение об амортизации в налоговом учете расходов на модернизацию, срок полезного использования такого объекта рекомендуется определять по аналогии с модернизацией полностью самортизированного основного средства. Стоимость произведенной модернизации основного средства в таком случае будет амортизироваться по тем нормам, которые были определены при введении этого основного средства в эксплуатацию. При этом налогоплательщик должен включить объект основных средств в ту амортизационную группу, к которой относится данный объект в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 (Письма от 05.04.2012 N 03-03-06/1/181, от 03.11.2011 N 03-03-06/1/714, от 23.09.2011 N 03-03-06/2/146, от 27.12.2010 N 03-03-06/1/813, от 10.09.2009 N 03-03-06/2/167).

 

 

/ 02.10.2014 /