Беспроцентные займы внутри холдинга - налоговые риски.
     Вопрос: Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» положением подпункта 7 пункта 4 статьи 105.14 Кодекса с 1 января 2017 года установлено, что сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация, вне зависимости от того, удовлетворяют ли такие сделки условиям, предусмотренным пунктами 1-3 статьи 105.14 Кодекса, не признаются контролируемыми.    Так же в соответствии с письмом министерства финансов РФ №03-12-11/1/24048 от 21.04.17 данные изменения применяются вне зависимости от даты заключения соответствующего договора или дополнительного соглашения к нему, в соответствии с которым установлен беспроцентный характер займа. В связи с данными изменениями просим разъяснить какие налоговые риски сохраняются в случае заключения договоров займа в 2017 году на безвозмездной основе, а так же дополнительных соглашений с изменением ставки на 0% к договорам займа заключенным до 01.01.2017 года, между всеми предприятиями группы.

     Ответ: В соответствии с п.3 ст. 13 Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ положения пп. 7 п.4 ст. 105.14 НК РФ, дополнившие перечень сделок не признаваемых контролируемыми сделками по предоставлению беспроцентных займов между резидентами РФ, вступили в силу с 1 января 2017 года.  При этом, каких-либо переходных положений Закон №401-ФЗ не содержит.

В связи с чем, можно говорить, что рассматриваемая норма применяются к внутрироссийским сделкам по предоставлению беспроцентного займа, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 НК РФ после 1 января 2017 года, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора или дополнительного соглашения к нему, в соответствии с которым установлен беспроцентный характер займа. Данное мнение неоднократно высказывалось контролирующими органами, например, Письма ФНС России от 13 апреля 2017 г. N ЕД-4-13/6968@,  Минфина Росси от 27 апреля 2017 г. N 03-12-11/1/25686, от 21.04.2017 N 03-12-11/1/24048.

Таким образом, договора беспроцентного займа, заключенные после 01.01.17г., а так же ставшие беспроцентными после этой даты в результате заключения дополнительного соглашения, не признаются контролируемыми сделками. Это означает, что в отношении таких договоров не будут применяться контрольные процедуры, предусмотренные в Разделе V.1 НК РФ.

В тоже время, следует отметить, что Верховный Суд РФ допускает возможность корректировки территориальными налоговыми органами налоговых обязательств по сделке между взаимозависимыми лицами, не подпадающей под критерии контролируемой сделки, при условии, что использование нерыночной цены привело к получению налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Данное мнение содержится в п.2,3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 НК РФ, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017, Решении ВС РФ от 01.02.2016 N АКПИ15-1383, Апелляционном определении ВС РФ от 12.05.2016 N АПЛ16-124, Определении ВС РФ от 11.04.2016 N 308-КГ15-16651, от 07.12.2015 N 303-КГ15-15675, а так же в Письмах ФНС России от 23.03.2017 N СА-4-7/5401, от 07.07.2016 N СА-4-7/12211@.

Таким образом, если представителями налогового органа при проведении камеральной или выездной налоговой проверки будет усмотрено, что выдача беспроцентных займов между предприятиями холдинга направлена на получение необоснованной налоговой выгоды сторонами сделок, то возможно доначисление дохода лицу, получившему экономическую (налоговую) выгоду от безвозмездного пользования заемными средствами.

В этой связи рекомендуем в каждом конкретном случае готовить документальное обоснование экономической целесообразности выдачи бесплатных займов предприятиям холдинга, а так же исключить ситуации несения заимодавцем дополнительных расходов при предоставлении беспроцентого займа (например, расходы на страхование, оценку залогового имущества, консультационные, проценты по кредиту (займа), если источником выдачи займа являлись заемные средства).

01.09.2017г.