Основные положения и изменения Закона "О бухгалтерском учете"

Нормативный акт

Основные положения.

Регулирование бухгалтерского учета.

№402-ФЗ от 06.12.11г., с 01.01.13г.

В силу ст. 21 Закона №402-ФЗ порядок организации бухгалтерского учета регламентируется следующим стандартами:

- федеральные стандарты. Устанавливают определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия к учету и списания, допустимые способы денежного измерения, требования к учетной политике и т.д.

Аналогами федеральных стандартов в настоящее время являются ПБУ. До появления федеральных и отраслевых стандартов надо продолжать руководствоваться правилами ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, утвержденными до 01.01.2013 (п. 1 ст. 30 нового Закона о бухгалтерском учете).

- отраслевые стандарты. Регламентируют особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности;

- рекомендации в области бухгалтерского учета (которые, кстати, применяются на добровольной основе) могут рассматривать, например, порядок применения федеральных и отраслевых стандартов, технология ведения бухгалтерского учета;

- стандарты экономического субъекта. В отношении таких стандартов предполагается, что они будут разрабатываться экономическим субъектом самостоятельно с целью упорядочения организации и ведения бухгалтерского учета.

Таким образом, с принятием нового Закона наличие внутренних стандартов организации - уже требование законодательства, а это значит, что каждая организация обязана иметь в составе внутренних локально-нормативных документов такие документы, как:

- учетная политика;

- стандарты учета (стандарт по учету основных средств, нематериальных активов, материально-производственных запасов, финансовых вложений и т.д.);

- инструкции и регламенты по формированию и заполнению первичных учетных документов и график документооборота;

- регламенты закрытия периода;

- положение о порядке формирования финансовой (бухгалтерской) отчетности    и т.д.

№344-ФЗ от 04.11.14г., с 16.11.14г.

Минфину России и Банку России как органам государственного регулирования бухгалтерского учета предоставлено право вносить изменения в действующие правила бухгалтерского учета и составления отчетности в переходный период, т.е. до утверждения федеральных и отраслевых стандартов. Изменения могут вноситься в случае, если они обусловлены изменениями законодательства Российской Федерации.

Данная норма позволит оперативно реагировать на изменения законодательства, отражая их в правилах бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

№344-ФЗ от 04.11.14г., с 16.11.14г.

Установлен порядок проведения экспертизы проектов отраслевых стандартов бухгалтерского учета. Данный порядок аналогичен порядку, предусмотренному для экспертизы проектов федеральных стандартов бухгалтерского учета. Он заключается в следующем:

орган, разработавший проект отраслевого стандарта (Банк России - для кредитных и некредитных финансовых организаций или Минфин России - для иных видов экономической деятельности), представляет проект отраслевого стандарта в Совет по стандартам бухгалтерского учета для проведения экспертизы;

Совет по стандартам бухгалтерского учета проводит экспертизу проекта отраслевого стандарта и по ее результатам подготавливает мотивированное предложение о принятии или отклонении проекта;

на основе предложения Совета по стандартам бухгалтерского учета орган, разработавший проект отраслевого стандарта, принимает решение об утверждении отраслевого стандарта.

Объекты бухгалтерского учета, понятия, используемые в Законе №402-ФЗ.

№402-ФЗ от 06.12.11г., с 01.01.13г.

Согласно ст. 5 Закона №402-ФЗ объектами бухгалтерского учета являются:

- Активы. Понятие актива на сегодняшний день раскрыто в п. 7.2. Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России" (одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997), согласно которого активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем. 

- Обязательства

- Факты хозяйственной жизни (то есть сделки, события, операции, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или)движение денежных средств (п. 8 ст. 3 Закона N 402-ФЗ))

- Источники финансирования  деятельности

- Доходы/ Расходы

- Иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Так же в Законе №402-ФЗ приведено понятие международный стандарт – стандарт бухгалтерского учета, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта.

Обязанность по ведению бухгалтерского учета.

№344-ФЗ от 04.11.14г., с  16.11.14г.

 

С принятием Федерального закона от 04.11.2014 N 344-ФЗ, субъекты малого предпринимательства, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту, утратили право на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Таким образом, компаниям, которые с 16 ноября 2014 г. утратили право на применение упрощенных способов бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, необходимо внести изменения в учетную политику, обусловленные изменением законодательства (п. п. 10 - 12 ПБУ 1/2008).

Начиная с указанной даты на малые предприятия, подлежащие обязательному аудиту, не распространяются упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности, которые предусмотрены ПБУ 1/2008, ПБУ 2/2008, ПБУ 6/01, ПБУ 8/2010, ПБУ 11/2008, ПБУ 12/2010, ПБУ 14/07, ПБУ 16/02, ПБУ 18/02, ПБУ 19/02, ПБУ 22/2010.

В частности, компании, утратившие право на упрощения, будут вынуждены сформировать резерв на оплату отпусков работников, резерв на гарантийный ремонт (применение ПБУ 8/2010), отражать в бухгалтерском учете и отчетности суммы налога на прибыль с отражением сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих периодов (применение ПБУ 18/02) и пр. Комментарии к изменениям в Федеральном законе №402-ФЗ, а также перечень допустимых упрощенных способов ведения бухгалтерского учета приведены  в Информационном сообщении Минфина РФ от 17.11.2014г., Информационном материале ПЗ-3/2012 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства".

В случае, если последствия изменения учетной политики, вызванные применением новых способов ведения учета, оказывают или способны оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств,  в бухгалтерской отчетности за 2014 г. новые способы ведения учета отражаются ретроспективно (п. 14, 15 ПБУ 1/2008).

Обращаем Ваше внимание на то, что малым предприятиям, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту, следует использовать общеустановленные формы бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Руководитель может вести бух учет только малых и средних для которых упрощенный учет.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность.

№402-ФЗ от 06.12.11г., с 01.01.13г.

Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности:

= Бухгалтерский баланс;

= Отчет о финансовых результатах;

= Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах  (отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, отчет о целевом использовании).

Формы бухгалтерской (финансовой) отчетности  утверждены Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".

Термин «Пояснительная записка» на сегодняшний день не применяется. В то же время следует помнить, что в соответствии с нормами отдельных нормативных актов по бухгалтерскому учету (ПБУ) организация при составлении отчетности обязана раскрывать  информацию, предусмотренную отдельными ПБУ (например, информацию о принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности, информацию об изменении учетной политики (п. 17,21,24 ПБУ 1/08), информацию по отчетным сегментам (ПБУ 12/10),  информацию о событиях после отчетной даты (п. 27 ПБУ 4/99, ПБУ 7/98 и другие)). Следовательно, для раскрытия данной информации необходимо изложить ее в Пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (см. Письма ФНС России от 20.06.13г. №ЕД-4-3/11174@,  Минфина России от 23.05.13г. №03-02-07/2/1/285). 

С 01.01.2013 отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта (ст. 13 нового Закона о бухгалтерском учете). Соответственно, проставления подписи главного бухгалтера на отчетности не требуется.

В соответствии с ст. 18 Закона №402-ФЗ экономические субъекты, которые обязаны составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность, должны представлять (не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода) по одному экземпляру годовой бухгалтерской отчетности в орган государственной статистики по месту своей государственной регистрации. Обязанность по представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговые органы предусмотрена пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, в соответствии с которым налогоплательщик обязан предоставить годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" не обязана вести бухгалтерский учет. Промежуточная отчетность в налоговый орган с 01.01.13г. не предоставляется. Подробно порядок утверждения, представления и публикации бухгалтерской отчетности приведен в разделе 1.4.2.

№251-ФЗ от 23.07.13г., с 01.09.13г.

С 01.09.13г. в соответствии с п. 10 ст. 13 Закона N402-ФЗ: "В случае опубликования, а также представления бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться и представляться вместе с аудиторским заключением" (ч. 10 ст. 13 Закона о бухучете).

Таким образом, на сегодняшний день, при предоставлении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в Росстат, организациям, подлежащим обязательному аудиту следует предоставлять вместе с отчетностью и аудиторское заключение. В налоговые органы аудиторское заключение не представляется (см. Письма Минфина России от 30.01.2013 N 03-02-07/1/1724, УФНС России по г. Москве от 31.03.2014 N 13-11/030545, от 20.01.2014 N 16-15/003855).

Внутренний контроль.

№402-ФЗ от 06.12.11г., с 01.01.13г.

В соответствии со ст. 19 нового Закона о бухгалтерском учете экономический субъект обязан организовывать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Если его бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту, требуется организовывать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда руководитель экономического субъекта самостоятельно ведет бухгалтерский учет). Порядок организации и осуществления такого контроля остается на усмотрение экономического субъекта.

В связи с нововведениями Минфин РФ разработал Рекомендации, изложенные в Информации Минфина России N ПЗ-11/2013 "Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности".

Смежными нормативными актами, регламентирующими порядок осуществления внутреннего контроля, являются:

Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"; Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

В данных документах отмечено, что в составе Политики по организации и осуществлению внутреннего контроля должны быть раскрыты следующие позиции:

  1. Определение и цели внутреннего контроля;
  2. Принципы функционирования и компоненты системы внутреннего контроля;
  3. Субъекты внутреннего контроля и их функции;
  4. Требования и обязанности в области обеспечения эффективности системы внутреннего контроля;
  5. Мониторинг эффективности системы внутреннего контроля.

При этом, с целью систематизации принятых процедур внутреннего контроля составляется матрица рисков, которая должна содержать:

а) описание риска, на минимизацию последствий которого направлен внутренний контроль;

б) наименование области или процесса, который подвержен риску;

в) наименование и краткое описание процедуры (процедур) внутреннего контроля, посредством осуществления которой (которых) минимизируются последствия риска;

г) исполнителя процедуры внутреннего контроля (сотрудник или информационная система);

д) частоту (периодичность) осуществления процедуры внутреннего контроля;

е) входящие документы (на основании которых осуществляется процедура внутреннего контроля) и исходящие документы (свидетельства осуществления процедуры внутреннего контроля).

N134-ФЗ от 28.06.2013, с 30.06.13г.

ст. 29 Закона N 402-ФЗ дополнена новым п. 4, согласно которому при смене руководителя организация должна обеспечить передачу документов бухучета. Порядок передачи документов организация определяет самостоятельно.

Учетная политика.

№402-ФЗ от 06.12.11г., с 01.01.13г.

Учетная политика - это совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета.

В Законе №402-ФЗ приведены основные принципы формирования учетной политики:

- учетная политика формируется экономическим субъектом самостоятельно на основе законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и отраслевых стандартов;

 - при формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами;

  - в случае, если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.

Иные принципы применения и изменения учетной политики экономического субъекта, условия, изменения учетной политики поименованы в ПБУ 1/08.

Иные аспекты.

№402-ФЗ от 06.12.11г., с 01.01.13г.

Требования к главному бухгалтеру, ведущему бухгалтерский учет экономических субъектов, ценные бумаги которых обращаются рынке ценных бумаг.

1) высшее профессиональное образование;

 2 стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита - не менее пяти лет из последних семи календарных лет;

3) отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Эти требования будут распространяться на вновь принимаемых на работу главных бухгалтеров (иных должностных лиц). Лица, которые уже вели бухгалтерский учет на дату вступления в силу нового Закона о бухгалтерском учете, не обязаны им соответствовать (п. 2 ст. 30 Закона).

№402-ФЗ от 06.12.11г., с 01.01.13г.

Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Как видно, нормы Закона устанавливают, что в случае самостоятельных действий (или действий на основании устного распоряжения руководителя) всю полноту ответственности будет нести главбух или лицо, на которое возложено ведение учетных работ.

Примечание: Ответственность за нарушение порядка ведения бухгалтерского учета предусмотрена п.1 ст. 15.11 КоАП, в соответствии с которым (в ред. Федерального закона от 21.10.2013, действующая с 01.11.13г.) под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается:

- занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета;

- искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.

При этом должностные лица освобождаются от штрафа в случаях, если организация:

- представила уточненную налоговую декларацию (расчет) и доплатила налоги и сборы, а также пени;

- исправила ошибки в отчетности (например, подала пересмотренную бухгалтерскую отчетность) до ее утверждения

№402-ФЗ от 06.12.11г., с 01.01.13г.

Требования к хранению бухгалтерских документов

В ст. 29 Закона №402-ФЗ установлено, что первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года. А документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.