Обзор ключевых изменений НК РФ с 01.01.15г. по порядку налогового администрирования.

п/п

Основание изменений

Период применения новеллы

Объект изменений

Предмет и характер изменений

 

 

Пояснения к изменениям

 

1

N347-ФЗ от 04.11.2014

С 01.07.15г.

Ст. 11.2 НК РФ

Законодательно закреплено понятие «личный кабинет налогоплательщика».

С 1 июля 2015 г. в Налоговом кодексе РФ закрепляется понятие личного кабинета налогоплательщика. Согласно п. 1 ст. 11.2 НК РФ им признается информационный ресурс, размещенный на официальном сайте ФНС России. В Налоговом кодексе РФ предусмотрены случаи, когда данный ресурс используется для реализации налогоплательщиком и инспекцией своих прав и обязанностей. В частности, с помощью личного кабинета могут быть осуществлены следующие действия:

- передача в налоговые органы организациями и индивидуальными предпринимателями сведений, определенных в п. 2 ст. 23 НК РФ, в том числе о случаях участия в российских организациях (при прямой доле участия свыше 10 процентов), а также об открытии (закрытии) обособленных подразделений (п. 7 ст. 23 НК РФ);

- передача налогоплательщику акта совместной сверки (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ);

- направление инспекцией налогового уведомления (п. 4 ст. 52 НК РФ). Напомним, что на основании данного уведомления физлица уплачивают транспортный налог, земельный налог и налог на имущество (п. 3 ст. 363, п. 4 ст. 397, п. 2 ст. 409 НК РФ);

- передача налогоплательщику требования об уплате налога (п. 6 ст. 69 НК РФ);

- подача налогоплательщиком заявления о зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, а также о возврате излишне взысканных сумм (п. п. 4, 5, 6 ст. 78 и п. п. 2 и 5 ст. 79 НК РФ);

- подача налогоплательщиком декларации, а также расчета авансовых платежей по налогу или расчета по сбору (п. п. 1 и 4 ст. 80 НК РФ);

- представление налогоплательщиком документов по требованию инспекции в порядке ст. 93 НК РФ (п. 2 ст. 93 НК РФ).

Порядок осуществления документооборота через личный кабинет налогоплательщика должна утвердить ФНС России (п. 4 ст. 31 НК РФ).

Напомним, что информационные ресурсы "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица" и "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" уже функционируют на сайте ФНС России. В частности, для организаций данный ресурс введен в промышленную эксплуатацию Приказом ФНС России от 14.01.2014 N ММВ-7-6/8@.

2

N382-ФЗ от 29.11.2014

С 01.01.15г.

Ст. 15 НК РФ

Введен новый вид местного сбора - торговый.

Его плательщиками в соответствии с положениями гл. 33 НК РФ являются организации, осуществляющие торговую деятельность с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества (объектов осуществления торговли).

Согласно НК РФ данный сбор может быть введен в городах федерального значения - Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе, но не ранее 1 июля 2015 г. На иных территориях торговый сбор вводится только после принятия соответствующего федерального закона

В Кемеровской области подобный закон на данным момент не принят.

3

N376-ФЗ от 24.11.2014

С 01.01.15г.

Пп.2. п.2 ст. 23 НК РФ

Введено условие о необходимости уведомления об участии в российских организациях.

С 1 января 2015 г. юрлица и предприниматели должны сообщать в инспекцию о своем участии в российских организациях (исключая ситуации, когда такими организациями являются хозяйственные товарищества и общества с ограниченной ответственностью), если доля прямого участия превышает 10 процентов (пп. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ). Ранее данная обязанность распространялась на все случаи такого участия (пп. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ в редакции, действовавшей до указанной даты). Срок для уведомления остался прежним - не позднее одного месяца со дня начала участия.

4

N376-ФЗ от 24.11.2014, N85-ФЗ от 06.04.2015

 

С 01.01.15г.

Глава 3.4. НК РФ

Введены понятия «Контролируемая иностранная компания», «Контролирующее лицо». Определены обязанности участников иностранных организаций.

В часть первую НК РФ введена гл. 3.4 "Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица".

В силу п. 1 ст. 25.13 НК РФ контролируемой считается иностранная компания, если она не признается налоговым резидентом РФ, а контролирующими ее лицами являются организации и (или) физические лица, признаваемые налоговыми резидентами РФ.

При этом контролирующее лицо иностранной компании - это физическое или юридическое лицо, доля участия которого в ней составляет либо более 25%, либо более 10%, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ, в этой организации составляет более 50% (п. 3 ст. 25.13 НК РФ). С 2016 г. физлицо или юрлицо будет признаваться контролирующим, если доля его участия в организации составляет более 25 процентов. Однако если доля участия в этой организации всех признаваемых налоговыми резидентами РФ лиц (для физлиц - включая супругов и несовершеннолетних детей) составляет более 50 процентов, то указанный порог для признания лица контролирующим - более 10 процентов (для физлиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми).

Согласно ст. 25.14 НК РФ налогоплательщики, признаваемые резидентами РФ, обязаны сообщать в налоговые органы:

- об участии в иностранных организациях,

- об учреждении иностранных структур без образования юридического лица,

- о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами.

Если уведомление о контролируемых иностранных компаниях, об участии в иностранных организациях не подано в установленный законом срок или представленные сведения недостоверны, нарушителю грозит штраф (п. 1 ст. 129.6 НК РФ). Его размер составляет 100 тыс. руб. за каждую контролируемую иностранную компанию, 50 тыс. руб. за каждую иностранную организацию сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения.

Уведомление об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица), предусмотренное пп.1 п.1 ст. 25.14 НК РФ, в 2015 году представляется в налоговый орган с учетом следующих особенностей:

1) уведомление в отношении доли участия в иностранных организациях (учреждения иностранных структур без образования юридического лица) по состоянию на 15 мая 2015 года представляется в срок не позднее 15 июня 2015 года;

2) уведомление, указанное в пункте 1 настоящей части, не представляется в случае, если участие в иностранной организации прекращено или учрежденная иностранная структура без образования юридического лица ликвидирована в период с 1 января 2015 года по 14 июня 2015 года включительно.

Прибыль контролируемой иностранной компании в силу п. 2 ст. 25.15 НК РФ приравнивается к прибыли (доходу) налогоплательщика - контролирующего лица. Она подлежит налогообложению в России, если не подпадает под действие п. 7 ст. 25.13 НК РФ и соответствует условиям п. 7 ст. 25.15 НК РФ, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ. При этом учитывается доля участия данного лица в компании (п. п. 2 - 4 ст. 25.15 НК РФ). Следует иметь в виду, что налогоплательщики, являющиеся контролирующими лицами в отношении контролируемых иностранных компаний, применяют положения гл. 3.4 НК РФ к определению прибыли иностранной компании с периодов, начинающихся в 2015 г.

5

N49-ФЗ от 08.03.2015

С 09.04.15г.

П.1 ст. 63 НК РФ, п.1 ст. 64 НК РФ

Уточнен порядок предоставления отсрочек (рассрочек) по уплате федеральных налогов и сборов

После 09.04.15г. решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) принимается ФНС России. При этом максимальный срок предоставления отсрочки (рассрочки) составляет три года.

Ранее подобные отсрочки (рассрочки) на срок от одного года до трех лет предоставлялись по решению Правительства РФ, на срок до пяти лет – Минфином РФ.

6

N134-ФЗ от 28.06.2013

 

С 01.01.15г.

П.5.1. ст.23

П.3 ст.76 НК РФ

Расширены основания для приостановления операций по счетам налогоплательщика.

С 1 января 2015 г. налоговый орган вправе заблокировать счет организации в случае непредставления:
- налоговой декларации;
- квитанции о приеме требования инспекции о представлении документов;
- квитанции о приеме пояснений;
- квитанции о приеме уведомления о вызове в налоговый орган.

Обязанность направления в адрес ФНС России перечисленных квитанций установлена п. 5.1 ст. 23 НК РФ: лица, на которых НК РФ возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, должны обеспечить получение от инспекции в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота всех документов, которые направлены налоговым органом. Налогоплательщики обязаны передать инспекции квитанцию о приеме таких документов в электронной форме через оператора электронного документооборота в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом.

То есть после 01.01.15г.  налогоплательщик должен проинформировать инспекцию о получении всех видов документов, но наказание в виде приостановления операций по счетам предусмотрено лишь за ненаправление квитанций о приеме требования о представлении документов, пояснений и уведомления о вызове в налоговый орган. Решение о блокировке счета может быть вынесено руководителем (заместителем руководителя) налогового органа не раньше чем через 10 дней после истечения срока для направления квитанции (п. 3 ст. 76 НК РФ). Другими словами, операции по счету могут быть приостановлены не раньше чем через 16 дней с момента отправки перечисленных документов в адрес налогоплательщика.

7

N134-ФЗ от 28.06.2013

 

С 01.01.15г.

П.3.1 ст.76 НК РФ

Установлен порядок отмены решения о приостановлении расчетных операций.

Установлен порядок отмены решения о приостановлении расчетных операций по банковским счетам и переводов электронных денежных средств, если это решение было принято налоговым органом вследствие неисполнения организацией обязанности подтверждения получения электронных документов из налоговой инспекции. Разблокировка счетов и переводов производится налоговиками не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из указанных дат:

- днем передачи в порядке, предусмотренном п. 5.1 ст. 23 НК РФ, организацией квитанции о приеме направленных налоговым органом электронных документов;

- днем представления документов (пояснений), истребованных налоговым органом, - при направлении требования о представлении документов (пояснений);

- днем явки представителя организации в налоговый орган - при направлении уведомления о вызове в налоговую инспекцию

8

N134-ФЗ от 28.06.2013

 

С 01.01.15г.

П. 8.1. ст. 88 НК РФ

Уточнен порядок проведения камеральной проверки по НДС.

С 01.01.15г. налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям, сведения о которых указаны в декларациях по НДС, в следующих случаях:

- выявлены противоречия между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по НДС;

- выявлены несоответствия сведений об операциях, содержащихся в декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в декларации по НДС, представленной другим налогоплательщиком, иным лицом, обязанным предоставлять декларации по НДС в соответствии с Главой 21 НК РФ;

-  выявлены несоответствия сведений об операциях, содержащихся в декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое в соответствии с главой 21 НК РФ возложена соответствующая обязанность.

Истребовать указанные документы налоговый орган вправе только, если выявленные противоречия, несоответствия свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате, либо о завышении суммы налога, заявленной к возмещению.

9

N134-ФЗ от 28.06.2013

 

С 01.01.15г.

П.1 ст. 91. П.1 ст. 92 НК РФ

Расширен перечень основания для проведения осмотра помещений налогоплательщика

Если налогоплательщик предъявит декларацию по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога (п. 8 ст. 88 НК РФ), либо при ее проверке будут выявлены обстоятельства, названные в п. 8.1 ст. 88 НК РФ, налоговый орган вправе будет провести осмотр территорий, помещений, документов и предметов лица, в отношении которого проводится камеральная налоговая проверка.

10

N382-ФЗ от 29.11.2014

С 01.01.15г.

П.1 ст. 102 НК РФ

Пополнен перечень сведений, которые не составляют налоговую тайну.

Теперь к ним относятся сведения, представляемые органам местного самоуправления в целях осуществления контроля за полнотой и достоверностью информации, полученной от плательщиков местных сборов, для расчета этих сборов, а также о суммах недоимки по ним

11

N 348-ФЗ от 04.11.2014

С 01.01.15г.

Глава V.2 НК РФ

Введена новая форма налогового контроля – налоговый мониторинг.

Налоговый мониторинг представляет собой специальную форму налогового контроля, осуществляемого в виде электронного информационного взаимодействия между налоговым органом и налогоплательщиками, которые удовлетворяют условиям, прописанным в п. 3 ст. 105.26 НК РФ. Согласно данной норме организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга, если за предшествующий календарный год совокупная сумма подлежащих уплате в бюджет налогов (НДС, налога на прибыль, акцизов и НДПИ) составляет не менее 300 млн руб., а суммарный объем доходов и совокупная стоимость активов, по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, - не менее 3 млрд руб.

В период проведения налогового мониторинга инспекторы по выбору налогоплательщика получают доступ либо к электронным документам (информации) организации, которые служат основанием для исчисления и уплаты налогов, либо к ее информационным системам, в которых содержатся указанные документы (информация) (п. 6 ст. 105.26 НК РФ). Для этого каждый налогоплательщик утверждает регламент информационного взаимодействия с налоговым органом.

По общему правилу за период, за который проводится налоговый мониторинг, инспекция не вправе проводить выездные и камеральные проверки (п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 НК РФ). Из этого правила предусмотрен ряд исключений. Например, проверки будут проводиться, если в уточненной декларации (расчете), представленной за налоговый (отчетный) период проведения налогового мониторинга, подлежащая уплате в бюджет сумма налога меньше, чем в ранее представленной декларации (расчете) (пп. 3 п. 1.1 ст. 88, пп. 4 п. 5.1 ст. 89 НК РФ).