п/п

Основание изменений

Период применения новеллы

Объект изменений

Предмет и характер изменений

 

 

Пояснения к изменениям

 

Изменения, вступившие в силу после 01.01.2017г.

1

№322-ФЗ от 14.11.2017

С 14.12.17г.

Ст. 79 НК РФ

Увеличен срок для подачи заявления о возврате излишне взысканного налога.

Срок, в течение которого можно подать заявление в налоговую инспекцию о возврате излишне взысканных платежей в бюджет увеличен с одного месяца до трех лет.

Срок исчисляется со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него соответствующих сумм.

2

№323-ФЗ от 14.11.2017

С 14.11.17г.

Ст. 61, 64 НК РФ

Предусмотрена рассрочка оплаты  доначислений по итогам налоговой проверки.

В случае невозможности единовременной уплаты доначислений по результатам налоговой проверки налогоплательщикам может предоставляться рассрочка.

Рассрочка по уплате обязательных платежей в бюджет может быть предоставлена налогоплательщикам при невозможности единовременной уплаты начисленных по результатам налоговой проверки сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов до истечения срока исполнения направленного налоговым органом требования.

Закреплены условия предоставления указанной рассрочки и требования к лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении рассрочки.

В качестве способа обеспечения исполнения обязательств по перечислению соответствующих платежей в бюджет устанавливается обязанность предоставления банковской гарантии.

3

№401-ФЗ от 30.11.2016

С 01.10.17г.

П.4 ст. 75 НК РФ

Установлена дифференцированная ставка пени.

В соответствии с новой редакцией ст. 75 НК РФ процентная ставка пени определена отдельно для физических лиц, включая ИП и организаций. Для физических лиц процентная ставка пени как и прежде равная 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Для организаций такой размер процентной ставки применим только если просрочка составляет до 30 календарных дней. Если период просрочки составляет более 30 календарных дней, то начиная с 31 дня, процентная ставка пени составит 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Новый порядок расчета пени применяется в отношении недоимки, образовавшейся с 1 октября 2017 года (п.9 ст. 13 Закона №401-ФЗ)

4

№163-ФЗ от 18.07.2017

С 19.08.17г.

Ст. 54.1 НК РФ

Установлены пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) сумм налога, сбора, страховых взносов.

Согласно новой ст. 54.1 НК РФ уменьшить базу или сумму налога можно, если выполнены все следующие условия:

- организация не исказила в налоговом и бухгалтерском учете или налоговой отчетности сведения о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения;

- сделка или операция совершена не с целью неуплаты или неполной уплаты налога, а также его зачета или возврата;

- контрагент или лицо, которому передано обязательство по сделке или операции, исполнили его.

В этой ситуации претензий к налогоплательщику быть не должно, даже если первичные документы подписало ненадлежащее лицо, контрагент нарушил законодательство о налогах и сборах или можно было совершить другую законную сделку с тем же экономическим результатом. Такие обстоятельства не считаются самостоятельным основанием для признания налоговой выгоды необоснованной.

5

№163-ФЗ от 18.07.2017

С 19.08.17г.

П.5 ст. 82 НК РФ

Определены мероприятия налогового контроля производится анализ соблюдения требований ст. 54.1 НК РФ

П.5 ст. 82 НК РФ определено, что доказывание обстоятельств, предусмотренных п.1 ст. 54.1 НК РФ, и (или) факта несоблюдения условий, предусмотренных п.2 ст. 54.1 НК РФ, производится налоговым органом при проведении мероприятий налогового контроля в соответствии с разделами V, V-1, V-2 НК РФ.

Следовательно, с учетом ст.2 Закона №163-ФЗ положения п. 5 ст. 82 НК РФ применяются:

- к камеральным налоговым проверкам налоговых деклараций (расчетов), представленных в налоговый орган после дня вступления в силу Закона N 163-ФЗ;

- выездным налоговым проверкам и проверкам полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, решения о назначении которых вынесены налоговыми органами после дня вступления в силу Закона N 163-ФЗ.

6

№173-ФЗ от 18.07.2017

С 19.08.17г.

П.3.1-3.4. ст. 55 НК РФ

Уточнен порядок определения  первого и последнего налогового периода.

Данным законом внесены изменения в ст. 55 НК РФ, уточняющие алгоритм определения первого (последнего) налогового периода при создании (ликвидации, реорганизации) предприятий (ИП).

Новые п. 3.1 - 3.4 ст. 55 НК РФ помогают определить даты начала и окончания налоговых периодов - месяца или квартала - в следующих ситуациях:

- организация создана после начала налогового периода;

- ликвидация или реорганизация проведена раньше окончания налогового периода;

- создание и ликвидация или реорганизация произошли в одном налоговом периоде.

До вступления в силу поправок корректировать налоговые периоды в подобных случаях было допустимо лишь по согласованию с инспекцией.

7

№401-ФЗ от 30.11.2016

С 01.01.17г.

П.8.6. ст. 88 НК РФ

Истребование документов при камеральной проверке страховых взносов.

После 01.01.17г. налоговые органы при проведении камеральной проверки расчета по страховым взносам вправе истребовать в установленном порядке у плательщика страховых взносов сведения и документы, подтверждающие обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, и применения пониженных тарифов страховых взносов.

8

№401-ФЗ от 30.11.2016

С 01.01.17г.

П.4 ст. 105.14 НК РФ

Расширен перечень сделок между взаимозависимыми лицами, не признаваемых контролируемыми.

С 01.01.17г. к сделкам совершенным между взаимозависимыми лицами, которые не признаются контролируемыми вне зависимости от критериев контролируемости, предусмотренных ст. 105.14 НК РФ будут относиться:

- сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками;

- сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация.

9

Письмо ФНС России от 30.06.2017 N СД-4-3/12690@

С 30.06.17г.

 

Опубликована рекомендованная форма договора поручительства, используемого для налоговых целей.

Если компания согласна выступить поручителем по обязательствам налогоплательщика, ей стоит использовать рекомендованные ФНС образец договора и форму заявления о его заключении. Кроме того, ведомство предложило порядок заключения такой сделки.

Напомним, договоры, которые обеспечивают исполнение обязательств по налогам, срок уплаты которых после 1 июля 2017 года, заключаются по установленной форме. Пока ее нет, лучше воспользоваться формой, рекомендованной ведомством. Надлежащий договор поручительства позволяет организации, у которой появился поручитель, возместить НДС в заявительном порядке и не уплачивать акцизы при экспорте подакцизных товаров.

10

Приказ ФНС России от 23.05.2017

NММВ-7-8/478@

С 23.05.17г.

 

Утверждены форматы для электронных заявлений о зачете или возврата переплаты по налогам, сборам и страховым взносам

ФНС утвердила рекомендуемые форматы:

- заявления о возврате суммы излишне уплаченных, взысканных или подлежащих возмещению налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа;

- заявления о зачете суммы излишне уплаченных или подлежащих возмещению таких платежей.

Используя эти форматы, юрлица могут подавать указанные заявления в электронном виде по ТКС через оператора электронного документооборота.

11

Приказ ФНС России от 14.02.2017 N ММВ-7-8/182@

С 31.03.17г.

 

Утверждены новые формы для зачета или возврата переплаты по налогам, сборам и страховым взносам

Утвержденный приказ заменил собой ранее действовавший аналогичный приказ ФНС России от 03.03.2015 N ММВ-7-8/90@, содержащий формы указанных документов.

Разработка новых форм документов связана с изменениями в законодательстве о налогах и сборах, в том числе с передачей налоговым органам функций по администрированию страховых взносов во внебюджетные фонды. Приказ содержит 11 новых форм.

12

Приказ ФНС России от 25.01.2017 №ММВ-7-2/34@

С 15.04.17г.

 

Утверждена форма  уведомления о невозможности представления документов

Приказ ФНС, которым установлены форма и формат уведомления о невозможности представления в установленные сроки документов (информации), вступил в силу 15 апреля. Ранее утвержденных форм и формата не существовало. О том, что запрошенные документы не будут представлены в установленный срок, юрлица информировали налоговую в произвольной форме.

Хотя направление в инспекцию уведомления не гарантирует, что срок представления документов будет продлен, рекомендуем все-таки представлять такой документ. Если проверяющие не увеличат срок и выпишут штраф, вышестоящий налоговый орган или суд могут учесть факт подачи уведомления и снизить размер штрафа или вовсе освободить организацию от ответственности.

13

Приказ ФНС России от 16.06.2017 N ММВ-7-15/509@

С 16.10.17г.

 

Утверждены требования к системе внутреннего контроля организаций в целях проведения налогового мониторинга

Организации, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, обязаны соблюдать требования к системе внутреннего контроля за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.

Система внутреннего контроля должна обеспечивать в том числе: эффективное ведение деятельности; правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов, сборов, страховых взносов; достоверность и своевременность отражения фактов хозяйственной деятельности; мониторинг результатов выполняемых контрольных процедур.

В организации должно быть установлено разделение ответственности и полномочий сотрудников, обеспечивающих функционирование, мониторинг, оценку организации и совершенствование системы внутреннего контроля организации. Кроме того, организации обязаны разработать систему управления рисками, обеспечивающую выполнение последовательности действий, направленных на предотвращение или минимизацию возможного ущерба за счет воздействий на причины и последствия возникновения рисков.

Информация о рисках представляется по форме, приведенной в приложении к приказу.

Организациями должен быть сформирован перечень контрольных процедур. Определены требования к описанию контрольной процедуры и порядку ее проведения.

Приведены критерии оценки организацией системы внутреннего контроля.

Изменения, вступающие в силу с 01.01.18г.

1

№343-ФЗ от 27.11.17г.

С 01.06.18г.

П.5 ст. 46 НК РФ

Взыскание задолженности возможно со счетов в драгметаллах

п.5 ст. 46 НК РФ дополнен возможностью взыскания задолженности не только с рублевых и валютных счетов налогоплательщика, но и со счетов в драгоценных металлах. Планируется установить, что взыскание с «золотых» счетов может быть произведено в случае, когда и на рублевых, и на валютных счетах организации или ИП недостаточно средств для покрытия задолженности перед бюджетом и срок действия договора банковского вклада в драгоценных металлах истек.

2

№335-ФЗ от 27.11.17г.

С 01.01.18г.

Ст. 88 НК РФ

Расширен перечень документов, истребуемых при камеральной проверке.

В связи с введением в Главе 25 НК РФ норм об инвестиционном налоговом вычете внесены изменения и в 1 часть НК РФ, в частности в ст. 88 НК РФ, позволяющую налоговым органам требовать при проведении камеральной налоговой проверки представления документов, подтверждающих правомерность применения такого вычета.

3

№335-ФЗ от 27.11.17г.

С 01.01.18г.

П.2 ст. 105.14 НК РФ

Расширен перечень сделок признаваемых контролируемыми

С 01.01.18г. сделки признаются контролируемыми, если хотя бы одна из сторон сделки применяет в течение налогового периоды инвестиционный налоговый вычет.